Previous Entry Share Next Entry
Веловыезд в нацпарк Самарская Лука: Гаврилова Поляна - Подгоры - Рождествено
drunkdick




В Самаре до сих пор активные речные пассажирские перевозки. С каждым годом не закрывают старые линии за ненадобностью, а даже открывают новые пристани и города. Осенью 2016 г. появился маршрут Самара - Сызрань и самарцы боялись, что это показуха, которая не доживет до следующего года. Но дожила и даже открыли новые дальние маршруты - в Тольятти (75 км), до Сызрани - 125 км. и супер дальний -
 Тольятти-Самара-Сызрань (200 км, 5 часов в пути). И это не какой то прогулочный маршрут, а настоящий пассажирский. Но это так, отступление - подробнее о речных маршрутах Самары в отдельном посте. Основная причина -

Здесь же о первом в этом сезоне вело выезде в национальный парк Самарская Лука - напротив Самары, на другом берегу Волги. Нацпарк прекрасное место для пеших походов, вело поездок. Также в Жигулевские горы приезжают альпинисты и спелеологи. Транспортная доступность нормальная, интересностей на территории парка хватает, у люди в него приезжают, несмотря на многие минусы. Только развивается неумело и больше для галочки. Не видно живого участия руководителя или работников нацпарка. Вроде и все есть, что должно быть, но как-то наотъебись. Руководству бы съездить в командировку в американские и европейские нацпарки для понимания как устроены лучшие мировые парки, как происходит информирование, как создаются маршруты, зоны отдыха и активностей. 



В первый короткий заезд больше осматривал деревни и достопримечательности, чем крутил педали. Начало в Гавриловой Поляне, затем Подгоры и небольшое ответвление - заезд в мужской монастырь и финиш в Рождествено. Маршрут в масштабах национального парка.


Отплывал не с речного вокзала, а с пристани Поляна Фрунзе, так ближе от дома. В этом году наконец поставили красивый деревянный дебаркадер. До этого был просто понтон и небольшая будка для сотрудника. Сейчас хоть можно укрыться от дождя, в теории. Но на практике до приплытия корабля никого на дебаркадер не пускают.


Вообще уровень заботы о пассажирах на нуле. С Поляны Фрунзе садится очень много людей, чаще больше чем с речного вокзала. Потому что из спальных окраин до Поляны ближе ехать. Но на остановке нет вообще ничего. Ни навеса, ни лавочек, ни урн. Несколько сотен людей отправляется ежедневно и стоя ждут отправления. Очень много пенсионеров, которые ездят в деревни на другой берег Волги. Все эти люди платят деньги, но руководству речных перевозок на них наплевать. Ведь для создания минимально комфортных условий не нужно больших денег. Или начните хотя бы пускать людей на дебаркадер.
Вот так происходит продажа билетов. Кассир притаскивает с дебаркадера дряхлый стол, после посадки - затаскивает его обратно.


Другой идиотизм это запрет на провоз велосипедов в разобранном виде. Обычный багаж никто не контролирует. Бабушки весной загружают теплоход рассадой под завязку. А велосипед нельзя, только в чехле. Приняли этот идиотизм когда кто то из работников сломал велосипед, а велосипедист отсудил с "Самарского речного пассажирского предприятия" 40 тысяч рублей. Решили что проще запретить, чем организовать место на кораблях для перевозки велосипедов. Ну и как у нас обычно бывает, сразу нашлись сотни пассажиров которым велосипеды мешали. Тиоп из-за их жалоб и запретили, а не потому что мы самодуры и не умеем решать проблемы и нам проще запретить. По маршруту Поляна Фрунзе - Гаврилова Поляна провезти велосипед разрешили, но с таким видом, что все делают мне величайшее одолжение от кассира до капитана. Хотя теплоход был заполнен максимум на треть.


А вот из Рождествено на теплоход не пустил капитан, хотя пассажиров было человек 20-30. Сказал ждать два часа, когда можно будет провезти велосипед. Есть два рейса в день на маршруте Самара - Рождествено, когда провозить велосипед можно. Хорошо что можно уехать с водными таксистами за 200 рублей с велосипедом. Официальные перевозчики берут 70 рублей за человека и 80 рублей за велосипед.


Но все эти проблемы с провозом велосипедов в прошлом. Внезапно на сайте "Пассажирских речных перевозок" появилась новость, о том что с 1 июня можно провозить велосипеды по всем маршрутам за 100 р., кроме скоростных (в Сызрань и Тольятти). Это очень крутая новость.

На малопопулярных пристанях до сих пор стоят красивые деревянные дебаркадеры.


А на популярных сделали "красиво" - обшили сайдингом. Боюсь как бы и на свежепоставленном дебаркадере на Поляне Фрунзе не провели такую реконструкцию.




Что интересного и зачем ехать в Самарскую Луку помимо природы. Потому что природа мне менее интересна, чем рукотворные объекты. Конечно приятен красивый фон, но это не основной критерий. Знатоки природы расскажут о горах Манчиха и Белая на этом участке нацпарка. Хотя горы это только название, так, холмики без ощутимых пиков. Также в районе Подгор есть Ледяная пещера, где не тает снег круглый год.
А я расскажу о селах. В Гавриловой Поляне ничего интересного нет, сегодня это больше летний дачный поселок чем полноценное село. В 1939 г. создали лагерь для заключенных. Создавался как лагерь для больных туберкулезом и другими серьезными болезнями. Но работы в лагере конечно же велись, несмотря на болезни и питание похлебкой из гнилого картофеля и капусты. В 1954 г. лагерь закрывают и через два года открывают в этом здании отделение психбольницы. В 1993 г. здание больницы сгорает, а через двадцать лет здание полностью разобрали. От лагеря остались кирпичная кладка подвала и остатки прачечной. 
Между Гавриловой Поляной и Подгорами в 2015 г. добавили группу памятников к нескольким крестам, которые там установили давно. Этот крест стоит на месте где покоятся узники лагерей. 


Недавно установленная группа памятников. Крайний справа "Реабилитированным военным". Следующий - генералам которых расстреляли 28.10.1941 г. А композиция из красного кирпича, претендующая на красоту, - всем погибшим в этих местах, и военным и узникам ГУЛАГа.


Для достоверности и идейности можно было построить из кирпича лагерного здания. Птица, решетка, колючая проволока - понятные символы, а бетонная куча снизу для чего? Или ее просто забыли убрать?


В нацпарке много змей, довольно большие. Есть даже такое место как Змеиный затон, который ими кишит. В прошлом году мы туда забирались и змеи прямо расползались из под наших ног. Я не умею различать безопасных ужей и ядовитых гадюк, поэтому сторонюсь всех змей. Это самая часто встречающаяся живность в нацпарке. Хотя есть конечно и крупные звери - лоси, кабаны, лисы. И мелочь типа зайцев, горностаев, сусликов. Но все это только на бумаге, в живую я никогда никого не видел, а крупные звери существуют всего в количестве нескольких десятков.


Главная подгорская достопримечательность Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь. Открыт в 2006 г. на месте храма, постройки середины XIX. В монастыре живет 20 монахинь.


Территория ухоженная, зеленая. Удивительно что в женском монастыре абсолютно спокойно относятся к визитам мужчин. Некоторые монашки даже приветливы и разговорчивы. Неожиданно.


Строительство активное - новые кельи, хозяйственные постройки и часовня на могиле первой настоятельницы.




Сами Подгоры это обычное среднерусское село с главной асфальтированной улицей.


Медпункт.


Видна предпринимательская активность. Яйца, козье молоко.


Большая редкость в наши дни - домашний квас.


За этими неприметными вывесками скрывается собственное хозяйство и сыроварня Подгорский продукт http://pp63.ru/ с семнадцатилетней историей. Хозяин сказал что на волне хайпа импортозамещения за последние три года в Самарской области открылось 400 сыроварен. Я переспросил насчет цифры, но нет не оговорился он. До этого было только пять сыроварен. Конечно у всех новооткрывшихся сыроварен небольшой ассортимент и в основном молодые сыры. И ни у кого из них нет своих хозяйств, молоко покупное. А все "старички" на рынке со своими коровами и козами. Но зато недавно начавшие активны в интернете, устраивают экскурсии с дегустацией на свои производства, участвуют в ярмарках и других городских мероприятиях. Наладили сбыт в модные магазины экопродуктов и уже по обороту уделывают "старичков", которые не приспособились к современным методам продаж и рекламы.


Второй значимый объект около Подгор тоже религиозный - Заволжский мужской монастырь и скит Святителя Нектария Эгинского.



Но сначала отвлечемся на нацпарк. Посещать села и проезжать по асфальтовым дорогам между ними путевка на посещение нацпарка не нужна. Шаг в сторону - уже нужна. Чем и пользуются хитрые инспекторы, подлавливая туристов, которые посещают популярные места за пределами сел - мужской монастырь, штольни в Ширяево. "Незнание закона не освобождает от ответственности", вот что они говорят, когда выписывают штраф от 1000-3000 руб. Но часто саму путевку невозможно купить. Она продается только в трех селах на территории нацпарка и в Самаре. Чтобы поехать в нацпарк нужно сначала ехать в центр города за путевкой, в рабочее время естественно. Или приехал на вечернем корабле в Подгоры, а гулять не могу никуда идти, точки продаж путевок закрыты до утра. Бред конечно же, но так относится руководство нацпарка к посетителям. Формально путевки продаются, но купить сложно. Стоимость низкая - 50 р. и все бы их покупали если для этого не приходилось совершать слишком много телодвижений. 
Я уж не говорю о посещении Жигулевского заповедника на территории нацпарка. Это вообще отдельное закрытое государство. Единственную достопримечательность на территории заповедника - высочайшие вершины Жигулей - гору Стрельная - 371 м. и гору наблюдатель - 381 м., возможно посетить только в составе организованной экскурсии или на машине. Там сначала проезжаешь десять километров, потом идешь 700 метров до вершины. А вот всю дорогу пройти пешком нельзя.


По дороге к монастырю есть развилка и никаких указателей. Оказалось что любая дорога выведет к монастырю, но человек который едет впервые этого не знает и выбирает дорогу наугад. В плане указателей и табличек в парке вообще беда, хотя поставить их не требует больших усилий, ни финансовых, ни трудовых.


С монастырского холма можно увидеть контур города.


Ехать по грунтовкам на "лысых" покрышках и на одной передаче нормально, в горку только тащишь велосипед на себе.


Так как место популярное, многие приезжают в непотребном виде.


Храм на территории монастыря.


И купель.


Кто то приезжает побухать в монастырь?


Узбек и его напарник с первой фото строит новую купель уже два года, почему там долго и почему рабочих всего двое?


Пройти дальше на территорию скита и посмотреть еще один храм и монашеские кельи запрещено. Только с благословления настоятеля, который находится не в монастыре, а в Самаре. Но это правильно, чтоб отсечь праздно интересующихся. Настоятель кстати, муж первой настоятельницы женского подгорского монастыря. В 2004 они оба приняли постриг. В 2006 г. жена возглавила женский монастырь в Подгорах, а в 2007 г. муж стал настоятелем мужского монастыря в Подгорах. Можно проехать по дороге вдоль монастыря и посмотреть на скит из-за забора, но там стоит предупреждающий щит. Я нарушать не стал.


Издали, среди деревьев можно рассмотреть крест на территории скита.


Возвращаемся опять к национальному парку. Существуют оборудованные места для палаток. Но на практике найти их тяжело или они находятся в плохом состоянии. Это место для палаток существует на карте, но указателей на местности к нему нет. Даже интересно, сколько человек за сезон останавливаются здесь в палатках. Скорее всего только работники нацпарка отмечают за большим столом праздники. Для стоянки место не самое лучшее, так как близко от поселка.
Вдали навес и стол. Три огороженные площадки это заросшее костровище. Примыкает площадка к дому местного инспектора. Наверное это его ржавый ЗИЛ и УАЗ хранятся здесь.


Еще из удобств есть туалет.


Дорога от Гавриловой Поляны до Рождествено маломашинная и средне живописная. В целом ехать приятно.


Между Подгорами и Рождествено можно посмотреть частные конюшни. По архитектуре и скульптурам видно что хозяин человек неординарный. Внутрь не пускают.




Село Рождествено. Самое крупное на территории нацпарка. С ним существует круглогодичное сообщение с Самарой. Летом - теплоходы, зимой - судна на воздушной подушке. Также есть автомобильный паром. Поэтому большинство жителей работают в Самаре.
Рождествено и ближайшие села были переданы Екатериной II во владение братьям Орловым. В начале XIX в. хозяином Рождествено становится Екатерина Новосельцева. Для нее строится этот "Дом с мезонином". Или "Дом с приведениями", как называют его местные жители. В легенде в роли приведения выступает первая хозяйка особняка. А сейчас в реальности в роли приведений местные алкаши. Которые очень агрессивно отреагировали на фотоаппарат и чуть до драки дело не дошло. Дом выглядит нежилым, большинство окон заколочены, те что есть затянуты пленкой. Зимой то точно никто там не живет.


Алкаши видимо не всегда бухают так как за домом огород за которым ухаживают.


Шутки на тему бывшей хозяйки особняка.


На деньги Новосельцевой был построен храм, который сейчас вяло реставрируют после советской власти.


В конце XIX в. село переходит под управление помещика Ушакова. В то время как раз и строится большинство сохранившихся построек.

Разрушенная водонапорная башня.


Конюшни. Сейчас они переделаны под жилье.


Вторую часть конюшен занимают пожарные. А деревянная каланча осталась от прежних пожарных.


Сельскохозяйственный техникум, постройки начала XX в.


Главный объект, который построили Ушаковы - винокуренный завод. В советское время он превратился в спиртовой завод "Родник". Завод закрыли в 2013 г., из-за нарушений утилизации отходов.


Крутой артефакт из 90-х - мозаичная реклама спиртзавода.


На здании рыбзавода и фирменного рыбного магазина есть еще два двухэтажных мозаичных панно.




С частными домами здесь как и везде, кто-то бережно хранит наличники и деревянную резьбу.




А кто-то идет по простому пути безвкусицы и обшивает дом пластиковыми панелями.


Кому то достался прекрасный дореволюционный особняк и хозяин решил что многовато ему света и заложил кирпичом три окна. Ну полный же пиздец.


В одном из деревянных домов жил космонавт Пацаев. Это первый астроном, который работал за пределами земной атмосфера. Но погиб при разгерметизации спускаемого аппарата.


При советской власти ничего примечательного не построили - общежития колледжа, школы и другие типовые бюджетные учреждения. До 1921 года село относилось к Симбирской губернии (ныне Ульяновская область).


Недавно построили новое здание дома культуры. Будут ли на него приезжать смотреть через 50-100 лет? По асфальту очень хорошо видно линию до которой проходила ответственность застройщика. Дальше продолжается сельская грунтовка.


Неформальная достопримечательность - подвесной "Чертов мост".


Несмотря на пятитысячное население и близость от Самары, атмосфера в Рождествено деревенская.




На Волге около Самары еще живет речное движение. Как начинается лето, то волжский пейзаж сильно меняют баржи и круизные теплоходы. Снуют гидроциклы, буржуйские катера и пролетарские "казанки", байдарки и резиновые рыбацкие лодки.
На этой фото хорошо видно летнюю волжскую движуху - байдарочники, рыбак на "казанке", пассажирский теплоход и автомобильный паром справа.

  • 1
Какая отрадная новость, что у вас не убивают речное сообщение. Это прям мегакруто. Когда-нибудь я вернусь в Самару и надо будет взять такой способ передвижения на заметку. Я правильно понял, что из Сызрани в Самару можно попасть по воде?

Круто конечно, но все это на дотациях, особенно скоростные рейсы в Сызрань и Тольятти. Про них вообще никакого информирования нет. Зато потом можно будет сказать, мы запустили рейсы, а люди не ездили.
В Сызранбь пт,сб,вскр. В Тольятти ежедневно.
Но с другой стороны можно было бы и вообще ничего не делать, а они открывают новые рейсы и не закрывают старые.

Да и хрен с ними с дотациями. Не может абсолютно всё быть прибыльным. Те же пассажирские перевозки по ж/д во многих странах убыточны. Это нормально и это транспортная связность страны.

Какой-нибудь общий пост именно водного маршрута я так понял у тебя будет?

Будет по всем маршрутам из Самары, может и Тольяттинские захвачу еще

Что-то стало любопытно глянуть, откуда именно из Сызрани до Самары уходит теплоход. Но ничего не нашёл. Ты не в курсе где у них там речной вокзал?

Здание речвокзала в Сызрани выкупили бизнесмены и сделали там отель а территорию облагородили набережной. Хоть на здании и написано речной вокзал Сызрань, там нет ни касс, ни зала ожидания. Но пристань оставили, к ней и причаливают, обилечивают на борту. Смотри в районе отеля Cascade.

Спасибо. Поглядел где именно это на карте. Я собственно и предполагал, что где-то в том районе. Вот грустные размышления сразу. Я человек простой. И семья у меня такая же неизбалованная. Но, допустим, пришли мы туда на теплоходе и пилим, значит пешком до остановки общественного транспорта. Тротуаров либо нет, либо в таком состоянии, что их, в общем-то, и нет. На гугл мэпс набережная в 2012 году отснята, но я сильно сомневаюсь, что там что-то поменялось в плане инфраструктуры для пешеходов. Не, я, конечно, понимаю, что я там пройду. И коляску с дитём на горбу отволоку. Даже если будет дождь и по колено в грязи. Не сахарный же, не растаю. Люди ж мы неприхотливые, но в голове постоянно свербит мысль, что так быть не должно. Что может всё быть иначе.

Кстати на территории речвокзала бизнесмены всю территорию облагородили и сделали мини набережную. Туда все сызранцы приходят фотографироваться в цивильном окружении. Нормальной городской набережной нет. За шлагбаумом начинается трэш без тротуаров, да.

Когда-то, судя по сохранившейся застройке Сызрань, была весьма развитым городом. Но сегодня явно переживает не лучшие времена. Да и Самара тоже. А жаль. Как по мне один из самых любопытных городов, что сохранились у нас.

Edited at 2017-06-22 09:07 am (UTC)

  • 1
?

Log in